Отдельного внимания заслуживает такой вид перевозок грузов как речные баржи.
По энергоэффективности он в 5 раз превосходит железнодорожный и в 10 раз — автомобильный. Помимо того, водные пути не требуют постоянного ремонта, как автомобильные дороги. По расчетам экспертов, каждый миллион тонн, переведенный с автомобильных дорог на водный, позволяет сэкономить около 800 000 000 гривен, что можно потратить на восстановление автодорог, разрушенных грузовиками, на восстановление которых государство ежегодно теряет десятки миллиардов гривен. Баржи на две-пять тысяч тонн, загружены различными контейнерами — это эквивалент 500 фур или 100 вагонов. И это также разгружает порты. Ведь прямо с баржи можно доставлять груз на судно, подплыв со стороны.
Выгоды водных путей давно оценили в мире. В ЕС ежегодно речными маршрутами перевозится более 500 000 000 тонн грузов. В Нидерландах доля перевозок речным транспортом приближается к 50%, в США составляет 40%, в соседней Румынии — 29%. В Украине же колеблется в районе 3%. По этому виду будущее, при условии восстановления отечественного речного грузового флота. В Украине расходы на экспорт сельскохозяйственной продукции, в частности, его логистическое звено на 40% превышают расходы в ЕС. Едва ли не единственным видом транспорта, способным спасти агропромышленный сектор Украины и обеспечить экспорт выращенной продукции, на сегодня речной транспорт.
К сожалению на данный момент такие перевозки целесообразны только в международном сообщении: из ЕС в Украину, или же транзитом из ЕС в Беларусь.
С гордостью можем сказать, что имеем положительную практику в перевозке грузов с ЕС транзитом через Украину в РБ, в том числе негабаритных.